Время на сервере: 

Цифровая трансформация закупок: исследование и дискуссия по инициативе Сбер А выявили потребности и точки роста сектора

Первое в России исследование «Цифровая трансформация корпоративных закупок: достижения, потенциал, проблемы» было представлено 8 апреля на первом заседании Дискуссионного клуба закупщиков, совместной экспертной площадки Сбер А и рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика).

            Более 100 топ-менеджеров, экспертов в сфере закупок собрались офлайн и онлайн, чтобы обсудить цифровую трансформацию закупочной деятельности крупных российских компаний.

            Исследование  базируется на анкетировании крупнейших российских компаний, анализирует сложившиеся практики и тренды. Также в исследование вошел обзор, посвященный образу будущего корпоративных закупок, основанный на экспертных интервью. Благодаря тому, что в исследовании приняли участие 64 компании, входящие в список крупнейших в стране, совокупная годовая выручка которых превысила 11 трлн. рублей документ дает представление о текущей ситуации, формулирует потребности, ставит задачи, которые всем предстоит решать уже в ближайшее время.  

Большинство опрошенных компаний сдержанно оценивают уровень своей цифровой зрелости. 60% опрошенных компаний сообщили, что в области цифровизации и автоматизации закупок ими сделаны первые шаги либо уже определены задачи, сроки и ресурсы для цифровой трансформации. Однако цифровая трансформация большинства бизнес-процессов закупочной деятельности опрошенных компаний, с точки зрения приближения к заявленной цели и достигнутых качественных результатов, завершена наполовину. В среднем респонденты оценивают степень завершённости таких проектов на 60%, а их промежуточные качественные результаты—в 2,7 балла по 5-балльной шкале (где 1 балл - это «нулевая» стадия, а 5 баллов - наивысшая стадия цифровой трансформации процесса).

Наибольших успехов российские заказчики достигли в цифровой трансформации процессов проведения закупочной процедуры и выбора контрагентов. Близкой к завершению (более чем на 80%) цифровизацию этого процесса считают более 51% респондентов. 37% опрошенных считают, что текущие результаты цифровой трансформации закупочных процедур в их компаниях находятся на уровне «кардинальной трансформации» и «глубокой трансформации». Среди «аутсайдеров» цифровой трансформации - процессы, направленные на долгосрочный мониторинг контрагентов, а также вовлечение поставщиков в НИОКР или в развитие продуктовой линейки компании.

ЭТП Сбер А также проходит через цифровую трансформацию как своих процессов, как и принимает непосредственное участие в выведении на новый уровень закупок и электронных процедур своих клиентов, ведущих российских госкорпораций, компаний, среднего и малого бизнеса.

  • Николай Андреев, генеральный директор Сбер А: «Мы создали подразделение цифровой трансформации, что уже говорит о наших серьезных намерениях в этом направлении. Ближайшие цели -  сокращение длительности разработок, улучшение их качества, повышение уровня актуальности ИТ-сервисов. Также, безусловно, их интеграция с экосистемными сервисами СБЕРА».
  • Российские компании достигли заметного прогресса в области цифровизации и автоматизации управления закупками, - комментирует Дмитрий Миндичпрограммный директор, рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика). – С точки зрения завершённости проектов цифровой трансформации отдельных бизнес-процессов закупочной деятельности, российские компании прошли примерно половину пути, несмотря на то, что большинство опрошенных заказчиков сдержанно оценивают достигнутый ими уровень «цифровой зрелости».

Государственные и частные корпоративные заказчики решают разные проблемы в рамках цифровой трансформации своих закупок. Фокус цифровой трансформации компаний-субъектов регулирования 223-ФЗ — на централизации и упрощении бизнес-процессов закупочной деятельности, а также на экономии временных ресурсов и повышении оперативности закупок. Ключевым приоритетом цифровой трансформации закупок частных компаний является повышение прозрачности наглядности и контролируемости соответствующих бизнес-процессов.

Роль закупщиков в подготовке и реализации проектов цифровой трансформации закупочной деятельности в российских компаниях велика. Свыше 60% опрошенных компаний оценивают её как определяющую. При этом влияние закупочного офиса на реализацию проектов цифровой трансформации закупок в частных компаниях, в среднем, выше, чем в компаниях-субъектах 223-ФЗ, а в более крупных компаниях выше, чем в менее крупных (по показателю объёма проводимых закупок).

Будущее корпоративных закупок связано с полной автоматизацией закупок стандартизированных товаров, повышении прозрачности цепочек создания стоимости на всех этапах, создании единых инструментов оценки поставщиков, развитии предиктивной аналитики для планирования потребности. Это консенсусная оценка экспертов, принявших участие в подготовке форсайта «Цифровая трансформация и образ будущего корпоративных закупок».

Цифровая трансформация в будущем приведёт к возникновению новых рисков для корпоративных заказчиков. Это риски, связанные с информационной безопасностью, разделением ответственности между закупщиком и поставщиком решений для автоматизации закупочной деятельности в закупках с применением технологий искусственного интеллекта, риски недостаточной гибкости цифровой инфраструктуры в условиях быстрых изменений, а также риски неверной оценки эффективности инвестиций в проекты цифровой трансформации закупок.

*